NEIL YOUNG

певец свободы и любви

 

 

В скрижалях истории рока, да и в современной рок-музыке для Нила Янга навсегда отведено почетное - и особенное - место. Уникальный гитарист с весьма своеобразной техникой, композитор, поэт и исполнитель собственных песен (а также - автор сценариев и режиссер-постановщик нескольких собственных фильмов), Нил Янг является одним из интереснейших и в полном смысле слова - культовых музыкантов современности.

Главной особенностью творческого пути Янга является то, что он за свою более чем 40-летнюю карьеру в роке сумел преодолеть звездную болезнь и вышел из эпохи "детей цветов" не застывшим истуканом прошлого и не свихнувшимся на идее повсеместного внедрения добра и любви посредством ЛСД и марихуаны (что удавалось далеко не всем когда-то ярко блиставшим рок-иконам).

Оригинальность и неповторимость Нила Янга, обеспечившая ему мягкое кресло в пантеоне создателей рок-истории, заключается еще и в том, что он никогда не ограничивал себя рамками одного жанра, исследовав на протяжении своей карьеры практически все известные направления в музыке. Он прошел по просторам самых разных (подчас - не сочетаемых) рок-музыкальных жанров: от кантри, фолк-рока и рок-н-ролла - до электронной музыки, панка (и его детища - гранджа) и хард-рока. И этот кажущийся чудовищно противоречивым список можно продолжать до бесконечности.

Жизнь Нила Янга - это история парня из небольшого канадского городка, который приехал в Америку на старом катафалке (что само по себе более чем символично) в поисках славы и творческого комфорта и добился всего этого, взамен получив череду смертей дорогих ему людей и разочарование в собственном окружении. "Ты платишь за одно, а тебе дают другое", - пел он накануне наступления панк-движения (которое Янг тоже достойно пережил).

Это история музыканта, прошедшего через идеализм 60-х, разочарования 70-х, творческий застой 80-х и воскрешение 90-х и запечатлевшего в своих песнях, как в записных книжках, приметы пройденных эпох. История Нила Янга - это история рок-н-ролла. Рок-н-ролла, не увязшего в самопародии и не закостеневшего в рамках одного стиля, а умело ускользающего от всеперемалывающих жерновов истории и эволюционирующего самым замысловатым - и оттого необычайно интересным - способом.

"Ржавчина никогда не спит" ("Rust Never Sleeps"), - так называется один из альбомов Янга, и эту фразу можно считать если не девизом музыканта, то чем-то вроде вечного напоминания, сродни "Memento more" ("Помни о смерти"). С самых первых шагов в музыкальном бизнесе он почувствовал на себе холодное дыхание подкрадывающейся Ржавчины, подкосившей не одного его близкого друга в расцвете лет и творческих возможностей. Это и наркотики, унесшие лидера группы "Crazy Horse", которую Янг всегда считал своей лучшей "половиной", и комплексы вперемешку с "раздувшимся эго", развалившие коллективы, в которые Янг пытался втиснуть свой оригинальный талант (правда, с переменным успехом) на протяжении всей своей карьеры, и многое-многое другое.

Начав свой музыкальный путь в относительно успешной и оригинальной группе "Buffalo Springfield", Нил, отведав славы в суперквартете "Crosby, Stills, Nash & Young", выходит в открытый космос сольного творчества, и периодически - так же спонтанно, как и все в его жизни, - возвращается к коллегам по квартету ради мимолетных музыкальных проектов.

На протяжении длинного пути рок-странника Янг переиграл со множеством музыкантов - от хриплого фолк-барда Боба Дилана до адептов гранджа Sonic Youth и Pearl Jam (с последними он записал совместный альбом). С полной уверенностью можно сказать, что Нил Янг - один из авторов священных заповедей Рока, по которым живет нынешнее поколение музыкантов. Стало доброй (и мрачной) традицией приводить в качестве его жизненного девиза строчку одной из песен Янга: "Лучше быстро сгореть, чем долго тлеть" , которую процитировал в своей предсмертной записке Курт Кобейн. И хотя сам Янг эту строчку своим девизом никогда не считал, лидер "Нирваны" был очень дорог ему как музыкант и друг, и Янг посвятил Кобейну свой альбом "Sleeps With Angels".

История Нила Янга - это и затяжная борьба с воротилами музыкального шоу-бизнеса, привыкшими видеть артиста заведенным на века аппаратом по выпуску однотипных пластинок. В 80-е годы, начавший медленно сходить с ума от того, что каждый новый альбом Янга принадлежал к совершенно новому стилю, глава рекорд-компании Geffen Records подал на Нила в суд за "некоммерческий характер выпускаемой музыкальной продукции", не похожей на предыдущие работы Янга - чем не комплимент настоящему художнику?!

Твердо уверенный в себе и собственном музыкальном курсе, Нил Янг никогда не шел на поводу у собственной публики, отчего неоднократно терял своих поклонников. Нетрудно понять людей, которые отказывались признавать альбом электронного поп-коллажа, будучи фанатами кантри или тяжелого рока. Однако почти не пересекающиеся друг с другом музыкальные стили таинственным образом сплетаются в голове Янга, каждый раз порождая на свет все более неожиданное произведение.

Борьба Нила Янга продолжается и сейчас, когда ему стукнуло 60. И говорящая фамилия Нила (англ. young - "молодой") - яркое тому подтверждение. Глядя на него, слушая его песни и выступления, понимаешь, что в душе это все тот же 20-летний парень, приехавший в Калифорнию на обшарпанном катафалке и верящий, что весь мир лежит у его ног. А значит - у него нет времени, чтобы останавливаться и смотреть назад.

 

© Александр Берензон (текст), 2005

 

Home

 

Hosted by uCoz