NEIL
YOUNG
певец свободы и любви
В скрижалях истории
рока, да и в современной рок-музыке для Нила Янга навсегда отведено почетное -
и особенное - место. Уникальный гитарист с весьма
своеобразной техникой, композитор, поэт и исполнитель собственных песен
(а также - автор сценариев и режиссер-постановщик нескольких собственных
фильмов), Нил Янг является одним из интереснейших и в полном смысле слова -
культовых музыкантов современности.
Главной
особенностью творческого пути Янга является то, что он за свою более чем
40-летнюю карьеру в роке сумел преодолеть звездную болезнь и вышел из эпохи
"детей цветов" не застывшим истуканом прошлого и не свихнувшимся на
идее повсеместного внедрения добра и любви посредством ЛСД и марихуаны (что
удавалось далеко не всем когда-то ярко блиставшим рок-иконам).
Оригинальность и
неповторимость Нила Янга, обеспечившая ему мягкое кресло в пантеоне создателей рок-истории, заключается еще и в том, что он никогда не
ограничивал себя рамками одного жанра, исследовав на протяжении своей карьеры
практически все известные направления в музыке. Он прошел по просторам самых
разных (подчас - не сочетаемых) рок-музыкальных
жанров: от кантри, фолк-рока и рок-н-ролла - до электронной музыки, панка (и его детища - гранджа) и
хард-рока. И этот кажущийся чудовищно противоречивым список можно продолжать до
бесконечности.
Жизнь
Нила Янга - это история парня из небольшого канадского городка, который приехал
в Америку на старом катафалке (что само по себе более чем символично) в
поисках славы и творческого комфорта и добился всего этого, взамен получив
череду смертей дорогих ему людей и разочарование в собственном окружении.
"Ты платишь за одно, а тебе дают другое", - пел он накануне наступления
панк-движения (которое Янг
тоже достойно пережил).
Это история
музыканта, прошедшего через идеализм 60-х, разочарования 70-х, творческий
застой 80-х и воскрешение 90-х и запечатлевшего в
своих песнях, как в записных книжках, приметы пройденных эпох. История Нила
Янга - это история рок-н-ролла. Рок-н-ролла, не увязшего в самопародии
и не закостеневшего в рамках одного стиля, а умело ускользающего от всеперемалывающих жерновов истории и эволюционирующего
самым замысловатым - и оттого необычайно интересным - способом.
"Ржавчина
никогда не спит" ("Rust Never
Sleeps"), - так называется один из альбомов
Янга, и эту фразу можно считать если не девизом музыканта, то чем-то вроде
вечного напоминания, сродни "Memento more" ("Помни о смерти"). С самых первых
шагов в музыкальном бизнесе он почувствовал на себе холодное дыхание
подкрадывающейся Ржавчины, подкосившей не одного его близкого друга в расцвете
лет и творческих возможностей. Это и наркотики, унесшие лидера группы "Crazy Horse", которую Янг
всегда считал своей лучшей "половиной", и комплексы вперемешку с
"раздувшимся эго", развалившие коллективы, в которые Янг пытался
втиснуть свой оригинальный талант (правда, с переменным успехом) на протяжении
всей своей карьеры, и многое-многое другое.
Начав
свой музыкальный путь в относительно успешной и оригинальной группе "Buffalo Springfield", Нил,
отведав славы в суперквартете "Crosby, Stills, Nash & Young", выходит в
открытый космос сольного творчества, и периодически - так же спонтанно, как и
все в его жизни, - возвращается к коллегам по квартету ради мимолетных
музыкальных проектов.
На протяжении
длинного пути рок-странника Янг переиграл со
множеством музыкантов - от хриплого фолк-барда Боба Дилана до адептов гранджа Sonic Youth и Pearl
Jam (с последними он записал совместный альбом). С
полной уверенностью можно сказать, что Нил Янг - один из авторов священных
заповедей Рока, по которым живет нынешнее поколение музыкантов. Стало доброй (и
мрачной) традицией приводить в качестве его жизненного девиза
строчку одной из песен Янга: "Лучше быстро сгореть, чем долго тлеть" , которую процитировал в своей предсмертной записке Курт Кобейн. И хотя сам Янг эту
строчку своим девизом никогда не считал, лидер "Нирваны" был очень
дорог ему как музыкант и друг, и Янг посвятил Кобейну
свой альбом "Sleeps With
Angels".
История Нила Янга -
это и затяжная борьба с воротилами музыкального шоу-бизнеса, привыкшими видеть
артиста заведенным на века аппаратом по выпуску однотипных пластинок. В 80-е годы, начавший медленно сходить с ума от того, что каждый
новый альбом Янга принадлежал к совершенно новому стилю, глава рекорд-компании Geffen Records подал на Нила в суд за "некоммерческий
характер выпускаемой музыкальной продукции", не похожей на предыдущие
работы Янга - чем не комплимент настоящему художнику?!
Твердо уверенный в себе и
собственном музыкальном курсе, Нил Янг никогда не шел на поводу у собственной
публики, отчего неоднократно терял своих поклонников. Нетрудно понять людей,
которые отказывались признавать альбом электронного поп-коллажа, будучи фанатами кантри или тяжелого
рока. Однако почти не пересекающиеся друг с другом музыкальные стили
таинственным образом сплетаются в голове Янга, каждый раз порождая на свет все более неожиданное произведение.
Борьба Нила Янга
продолжается и сейчас, когда ему стукнуло 60. И говорящая фамилия Нила (англ. young - "молодой") - яркое тому подтверждение.
Глядя на него, слушая его песни и выступления, понимаешь, что в душе это все
тот же 20-летний парень, приехавший в Калифорнию на обшарпанном
катафалке и верящий, что весь мир лежит у его ног. А значит - у него нет
времени, чтобы останавливаться и смотреть назад.
© Александр Берензон (текст), 2005